И снова о барокко
Большие изменения пришли не только в музыкальную практику, но и в теорию. Музыка постепенно становится наукой, и многие достижения эпохи барокко стали основой для современного обучения вокалу и игре на инструментах в вокально – музыкальных учебных заведениях.
В то время и сами композиторы стали задумываться том, чтобы выстроить систему музыкального образования. Появляются теоретические труды, некоторые из них использовались вплоть до конца XIX века как основные пособия по музыкальной грамоте. С появлением сольфеджио как отдельного предмета обучение вокалу вышло на новый уровень и заняло достойное место в программе вокально – музыкальных школ.
На место строгой полифонии эпохи Возрождения приходит новое гармоническое мышление, смешиваются различные техники. Изменилось и хоровое пение. К началу эпохи барокко вокальная музыка разделилась на светскую и религиозную. В церковной музыке развиваются жанры мессы и пассион. А в светской – бурно развивается театральное направление и такие жанры как оратория и хоровая кантата. Всё это, безусловно, подразумевало новые требования к технике вокала и во многом изменило сам процесс обучения вокалу в школах, аналогичных нынешним вокальным или музыкальным школам.
Примечательно, что авторы начинают подписывать партитуры, в результате появляется термин «композитор». Самыми яркими представителями музыки барокко считаются Монтеверди, Люлли, Перселл, Вивальди, Скарлатти, Рамо, Гендель, Бах. Произведения многих из этих композиторов мы изучаем в наших вокально – музыкальных школах.