Магнификат
Магнификат – один из жанров вокальных полифонических произведений. Магнификаты писали многие известные композиторы, поэтому к ним часто обращаются при обучении вокалу. Магнификат – один из жанров богослужений в католической и протестантской церквях. Это кульминация вечерни, хвалебная песня девы Марии из Евангелия. Свое название он и получил по первому слову песнопения – “Magnificat anima mea Dominum” («Величит душа моя Господа»).
Выбор магнификатов в школах вокала огромный. В этом жанре писали музыку Д.Палестрина, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Ф.Мендельсон и многие другие композиторы. Конечно, все магнификаты отличаются по стилю, но схожи они по радостному характеру музыки.
Изначально григорианские традиционные магнификаты были похожи на мелодию псалмов. Многоголосные обработки появляются в XV веке. В XVI и XVII веках часто на несколько голосов раскладывались только четные строфы, а нечетные оставались одноголосными хоралами. Например, магнификаты Палестрины и Обрехта. Григорианские хоралы сейчас представляют собой одно из направлений обучения вокалу.
Магнификаты исполнялись и в протестантской школе вокала. Их могли петь на латыни или, после перевода Лютером, на немецком языке. В протестантский магнификат иногда в качестве интермедий могли включаться напевы латинских и немецких рождественских песен. Примером этому может служить магнификат И.С. Баха.
В жанре магнификата композиторы писали и позже, в XVIII-XIX веках. Среди них В.А.Моцарт и Ф.Мендельсон-Бартольди. В XX веке к этому вокальному жанру обращались Каминский и Воан-Уильямс.