Обучение вокалу - очень модная нынче тема у "продвинутой" молодёжи! Да и у более солидных людей сейчас считается хорошим тоном спеть что-нибудь лирическое на корпоративе родной компании или поздравить популярной песней юбиляра на банкете.
Как правило, начиная своё обучение вокалу, люди чаще всего имеют очень конкретные практические цели. При этом в процессе обучения вокалу цели многократно меняются, люди знакомятся с разнообразной музыкой и получают самую неожиданную информацию.
Мы хотели бы выделить в словосочетании "обучение вокалу" именно слово "обучение" - по толковому словарю это "специально организованный управляемый процесс взаимодействия преподавателя и студента". Этот процесс направлен на усвоение знаний, умений и навыков, а также на формирование мировоззрения студента в данной области.
То есть, основу обучения составляют знания, умения и навыки. И получается, что при обучении вокалу, когда человек стремится УМЕТЬ красиво и чисто спеть песню, волей - неволей каждый студент получает новые ЗНАНИЯ.
Эти знания делятся на две группы. Первая группа - это информация о том, КАК добиться конкретных результатов в управлении голосом. Если таких знаний достаточно, то образуется технология управления голосом ("технология" в переводе с греческого означает искусство (techne) учения (logos), а современном значении - способ превращения сырья в готовый продукт).
Вторая группа знаний - условно "теоретическая", это информация об исполняемом произведении: авторы, время и история создания, стиль, жанр, технические особенности и т.д. Эта область знаний заметно расширяет музыкальное сознание и общий кругозор каждого певца. Кроме этого, встречаются различные сюрпризы и даже детективные истории, связанные с созданием музыкальных произведений для обучения вокалу!
Так, в процессе подготовки к хоровому конкурсу мы работали с двумя номерами из оратории Г.Ф. Генделя "Мессия" и успешно исполнили их на конкурсе. Данные о том, что оба эти фрагмента принадлежат названной оратории, мы взяли из программы одного из европейских конкурсов и проверять не стали - а зря! Даже авторитетное жюри последнего конкурса, оставив нам различные рекомендации по обучению вокалу и дальнейшему развитию нашего коллектива, тоже не среагировало на то, что один из исполняемых номеров ("Joy to the world") написан, конечно, Генделем, но вовсе не является частью оратории "Мессия"!
Выяснила это совершенно случайно сотрудница Центра развития голоса "Nova voce", отвечающая за поиск фонограмм для наших выступлений. Мы честно проверили все 52 номера "Мессии" - точно, нет такого фрагмента!
А "Joy to the world" - это замечательное отдельное произведение Г.Ф. Генделя, написанное на стихи Исаака Уоттса, английского священника. Этот рождественский гимн в современном варианте был написан в 1839г. На сегодняшний день эта песня очень популярна в Северной Америке. Исаак Уоттс вошёл в историю как "отец английского гимна", а Георг Фридрих Гендель - как гениальный композитор.
Вот такой музыкальный сюрприз! А про детективную историю создания всемирно известного вокального произведения читайте в следующей статье!