Обучение
вокалу – одно из направлений музыкальной педагогики. В наши дни вокал интересует не только детей,
но и взрослых. Если с детским вокалом всё более –менее налажено, то в области
обучения взрослых вокалу нет чётких стандартов и правил. Чаще всего взрослые
начинающие певцы 1-2 раза в неделю занимаются индивидуально с преподавателем,
работающим самостоятельно или в вокальной студии. При этом результат далеко не всегда
устраивает студентов, и дело тут не в педагоге (первое, что приходит в голову в
случае неуспеха – поменять педагога).
Дело в том, что обучение вокалу и детей, и
взрослых требует на первом этапе комплексного музыкального развития. Давайте
разберёмся, что это такое.
В процессе обучения вокалу юные и взрослые
студенты учатся управлять своим голосом, разбираются –как работает голос, как
можно менять его звучание без ущерба для здоровья. Это техника, или технология вокала. Но
кроме работы голосового аппарата при исполнении романса или арии очень важно
точное попадание в ноты (интонирование), которое, с одной стороны, зависит от
работы голосового аппарата – как идёт воздух, в каком состоянии связки и т.д. -,
а с другой стороны, связано с развитостью музыкального слуха.
Музыкальный слух и его развитие - это уже область сольфеджио (буквальный
перевод – «пение по нотам», т.е. глядя в ноты и попадая голосом в ноты). В Центре развития голоса
«Нова воче» предмет сольфеджио появился
очень скоро, поскольку стало ясно, что знания, умения и навыки,
полученные в курсе сольфеджио, значительно
улучшают и ускоряют процесс обучения вокалу.
К тому же многих студентов, приступивших к
обучению вокалу, очень интересует самостоятельное, так называемое «домашнее
музицирование» - сам пою, сам играю. И если для бардовской песни достаточно
гитары, то при исполнении романса или арии
гитарой уже не обойдёшься. Так в Центре развития голоса «Нова воче»
появились занятия по фортепиано.
И ещё одна область музыкального образования
детей и взрослых очень важна для успешного обучения вокалу – формирование
художественно – музыкального вкуса и музыкально
- слуховых представлений (как это должно звучать, в каком стиле написано
произведение и т.д.).
В
музыкальной школе эти вопросы разбирают в курсе «Музыкальная литература», хотя
это процесс иногда превращается в формальное изучение биографий и творчества
композиторов. Но сейчас любую информацию о композиторе можно при желании найти
в Интернете. Именно поэтому для студентов, обучающихся вокалу в Центре развития
голоса «Нова воче», мы организуем
регулярное участие в концертах в роли исполнителя или слушателя. Такие концерты
бесценны для обучения вокалу, поскольку в реальной ситуации студенты
приобщаются к мировой музыкальной культуре, наблюдают за тем, что и как делают
певцы и инструменталисты на сцене.
Обучение вокалу – процесс очень
увлекательный, но если человек только поёт, обучение вокалу может затянуться на
долгие годы. Комплексный подход к обучению вокалу (поём, изучаем теорию, играем на каком - либо инструменте, слушаем качественно исполненную музыку) делает
занятия гораздо более эффективными и продуктивными.