ПЕТЬ ХОЧЕТСЯ, А ГОЛОСА НЕТ
первый шаг к обучению вокалу
Большое количество людей, мечтающих приступить к обучению вокалу, говорят при первой встрече о главной, по их мнению, проблеме – петь хочется, а голоса нет! Конечно, эти люди не являются немыми, ведь речь идёт не о разговорном, а о певческом голосе. Различия этих двух режимов работы голоса далеко не всегда понятны людям, что придаёт обучению вокалу некоторую излишнюю (и кажущуюся) сложность.
Начнём с того, что у человека один и тот же голосовой аппарат для всех случаев жизни. Меняются режимы работы голоса – шёпот, разговор, пение, крик, - и эмоции, наполняющие голос определённой краской. Обучение вокалу нацелено прежде всего на улучшение голоса в режиме пения, но, безусловно, благотворно влияет на работу голоса и в других режимах. Больше того, для формирования в процессе обучения вокалу крупного объёмного голоса мы периодически обращаемся к самому мощному режиму работы голоса – крику. Пение часто так и называют «организованным криком».
Таким образом, фраза «нет голоса» применительно к вокалу означает несоответствие певческого голоса слуховому идеалу человека, его представлению о певческом голосе. В данном случае есть несколько путей решения этой проблемы в процессе обучения вокалу. Причём желательно комбинировать разные подходы и приёмы в обучении пению.
Прежде всего нужно обратить внимание на то, что голоса людей в процессе пения могут звучать по – разному. Хорошо бы предложить студенту послушать вокальные примеры в разных жанрах и уточнить, что в данный момент больше привлекает – классическое звучание голоса (оперное или камерное), народное, эстрада и т.д. Для успешного обучения вокалу важно, чтобы студент (конечно, с небольшой помощью преподавателя) САМ сформулировал, какой певческий голос он хочет «вырастить». Практически всегда через некоторое время у студента появляется понимание, что один и тот же человек может успешно петь в разных манерах (академическая, народная и т.д.), но поначалу всё же стоит максимально конкретизировать цель.
Когда этот этап завершён, стоит обсудить и осознать отличия вокального и разговорного звучания голоса. Тогда в процессе обучения вокалу гораздо эффективнее будет постепенно развиваться всё более продолжительный выдох, причём студенты научатся управлять напором воздуха при выдохе по необходимости. Также при обучении вокалу улучшается умение связывать между собой слоги в словах и сами слова, что придаёт голосу певучесть, так называемую кантилену (cantare по - итальянски означает «петь»).
Естественно, при обучении вокалу появляется необходимость целиться голосом в конкретные ноты, в результате чего формируется умения управлять голосом в области звуковысотности ( мы все знакомы с выражением «спеть пониже или повыше») и активизируется музыкальный слух.
И конечно же, при обучении вокалу расширяется рабочий диапазон (череда звуков от самого низкого до самого высокого, которые человек может исполнить точно и без предварительной разминки голоса). Для сравнения – разговорный диапазон человека, не обучающегося вокалу, составляет от 3 до 6 нот, а певческий дипазон достигает полутора- двух октав (10 – 16 нот). Самое приятное, что при расширении певческого диапазона увеличивается и разговорный!
Подводя итоги вышесказанному, надо подчеркнуть главное – если вы хотите петь, но считаете, что у вас нет голоса, не ждите, что голос появится сам! Как можно скорее начинайте обучение вокалу и с помощью опытного преподавателя начинайте создавать свой певческий Голос! Центр развития голоса «Нова воче» с удовольствием поможет вам в этом увлекательном процессе –обучении вокалу с нуля!