Продолжение про мадригал
На рубеже XVI-XVII веков наступает золотая эра мадригалов. При написании партии для голоса и инструментов композиторы начинают привносить определенную символику. Например, диссонанс или хроматизм означают скорбь, плавная мелодия – слезы, а быстрая и ритмичная – ветер. Появляются мадригалы, где разыгрываются драматические сцены. Активнее используются музыкальные инструменты, вначале для поддержки вокала, а затем и как самостоятельные музыкальные партии. Внутри мадригалов появляются эпизоды, целиком состоящие из инструментальной музыки, получившие название «симфоний». В обучении вокалу мадригалы незаменимы как жанр, промежуточный между вокальным ансамблем, симфонической музыкой и драматическим театром. Сегодня студенты курсов вокала и просто любители музыки могут познакомиться с множеством разновидностей мадригалов в сборнике Клаудио Монтеверди «Воинственные и любовные мадригалы».
Благодаря свободе, предоставляемой композиторам структурой мадригала, этот жанр сформировал гомофонно-гармонический склад, хроматизмы, функциональную гармонию – ту музыку, которая будет господствовать в дальнейшем. В XVIII веке мадригалы постепенно уходят с музыкальной сцены, но в ХХ веке (особенно во второй половине) снова появляются вокальные коллективы, специализирующиеся именно на средневековой музыке, в том числе исполняющие мадригалы.
Мадригалы ассоциируются с музыкой эпохи Возрождения. Но некоторые композиторы обращаются к ним и сейчас. Например, Пауль Хиндемит в 1958 году написал «Двенадцать мадригалов».
В обучении сольному вокалу мадригалы сейчас исполняют нечасто. Больше внимания исполнению мадригалов уделяют в вокально – хоровой сфере.