Романтическая гармония в вокале
Романтическая гармония пришла на смену классической в XIX веке. Эта гармония строится на классической основе, усложняя ее. Основоположниками романтической гармонии стали Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер. Базовое обучение вокалу предполагает и освоение произведений эпохи романтизма.
В романтической гармонии музыка может отклоняться от строгих правил, дается большая свобода в вокальных партиях. Аккорды и созвучия становятся сложнее, увеличивается роль уменьшенных и увеличенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов и других диссонансов. Часто в аккордах какой-либо звук повышается или понижается (альтерированные аккорды). Это достаточно сложная гармония, поэтому в обучении вокалу к ней обычно приходят после освоения классической гармонии.
И если в классической гармонии всегда понятна тональность, то теперь эта тональная устойчивость теряется. Петь в такой «расширенной тональности» студентам школы вокала гораздо сложнее, чем в классическом варианте.
Сам язык романтической гармонии становится индивидуальным для каждого композитора. Иногда по применяемым в произведении аккордам можно определить, к творчеству какого композитора она относится. Такие характерные сочетания есть у Ф. Шопена, Ф. Шуберта и, конечно, Р. Вагнера.
Романтики уделяли огромное внимание красочности гармонии, - именно это становится главным в вокале и инструментальной музыке этого направления. Из-за своей красочности и эмоциональности произведения композиторов –романтиков занимают в обучении вокалу отдельную большую нишу концертного репертуара.