«Дирижер не должен включать в репертуар слабые или посредственные
произведения, весь репертуар должен быть … художественно ценным».
Павел Григорьевич Чесноков,
всемирно известный хоровой дирижер начала 20 века
В настоящее время по радио и телевидению мы слышим огромное количество низкокачественной музыки, которая развлекает людей, но в которой полностью отсутствует позитивное духовное содержание. Выдающийся русский хоровой дирижер Владислав Геннадьевич Соколов говорил, что репертуар определяет «творческое лицо» коллектива. Ведь при обучении пению полноценное развитие музыкального вкуса певцов и их творческих способностей возможны только на репертуаре высокого художественного уровня. В обучении пению правильно подобранный песенный материал помогает развитию эстетического кругозора певцов, обогащая их духовный и интеллектуальный мир.
Развитие голоса на занятиях в хоре Натальи Силантьевой осуществляется на репертуаре высокого художественного уровня. На разных этапах обучения пению студенты выучивают большое количество русских народных песен и русских романсов. Кто не знает полюбившиеся с детства «Во поле береза стояла» и «Во кузнице»? С замиранием сердца мы слушаем и исполняем романсы «Хризантемы» и «Гори, гори, моя звезда».
Замечательными примерами песенной классики, часто исполняемым при обучении пению, являются песни советского периода - Дмитрия Кабалевского, Исаака Дунаевского, Александры Пахмутовой, Бориса Мокроусова, Арно Бабаджаняна и многих других композиторов. «Старый клен», «Подмосковные вечера», «Казаки», «Каким ты был» и еще десятки дорогих сердцу песен звучат на занятиях хора Натальи Силантьевой.
При обучении пению большое значение имеют произведения композиторов-классиков - как русских, так и зарубежных. Это песни, арии, хоровые произведения Дитриха Букстехуде ( он учил Иоганна Себастьяна Баха играть на органе), Вольфганга Амадея Моцарта, Камиля Сен-Санса, Феликса Мендельсона, Фридриха Генделя. Это духовные хоровые сочинения Дмитрия Бортнянского, романсы Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Александра Гурилева, Александра Алябьева.
Одной из особенностей песенного и хорового искусства является их связь со словом. Музыка и текст дополняют друг друга. Текст делает более понятным настроение и содержание музыки. Она же, в свою очередь, своей выразительностью усиливает значение слов. Исполняя большое количество произведений при обучении пению, певцы знакомятся с творчеством лучших поэтов разных времен, в том числе и с народной поэзией. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. В. Кольцов, А. А. Фет, Э. Межелайтис, А. Н. Толстой, В. Брюсов, А. Блок - вот далеко не полный список поэтов, на чьи стихи написано много хоровых сочинений и песен.
Каждое произведение выбрано с учетом особенностей и возможностей участников конкретного коллектива или сольных исполнителей. Наталья Силантьева при обучении пению всегда учитывает закономерности развития певческого голоса певцов, умеет прогнозировать динамику их музыкального развития и ускорить это развитие, предлагая студентам произведения «на вырост» (зона ближайшего развития голоса).
Подбирая произведения для солистов или вокальных групп, Наталья Силантьева не только решает задачи улучшения голоса и развития певческих навыков певцов, но и способствует повышению эмоциональной отзывчивости студентов музыке, эмоциональной вовлечённости в процесс обучения пению. Важно, чтобы при обучении пению репертуар был интересен и смог оставить след в душе исполнителей. И тогда действительно становится «легко на сердце от песни весёлой»!
Записаться на обучение вокалу в хор Натальи Силантьевой
Расписание занятий по обучению вокалу в хоре Натальи Силантьевой