В вокале просто невозможно обойтись без правильной дикции и артикуляции. Артикуляционный аппарат является частью голосового аппарата и отвечает за формирование речи. При его неправильной работе песни будут просто - напросто непонятны. Чтобы можно было управлять голосом, при обучении вокалу нужно развивать и координировать артикуляционный аппарат, а к нему относится вся ротовая полость: губы, щеки, язык, челюсти, гортань.
В обучении вокалу существуют специальные упражнения, тренирующие мышцы речевого аппарата, их подвижность. Благодаря такой гимнастике можно разогреть мышцы, сделать их более подвижными, развить мимику, убрать напряжение и скованность, увеличить выразительность дикции.
В вокале очень важен ясный звук, а для этого у певца должна быть свободно расслабленная нижняя челюсть. Если есть проблемы, и нижняя челюсть вокалиста зажата, нужно петь йотированные гласные, например, слоги йа и йе. Так же важно следить, чтобы движения нижней челюсти не мешали ровному звучанию песни.
Так же одним из часто встречающихся факторов, мешающих четко произносить звуки при обучении вокалу, становится неподвижность верхней губы и недостаточный тонус мышц щек. Здесь для улучшения вокала помогут упражнения со слогами зе, зо, зу и ми, ма. При работе с ними задействуются как раз мышцы губ и щек.
Таким образом, при занятиях вокалом не стоит пренебрегать упражнениями на дикцию - но только в том случае, если слова действительно непонятны слушателям. Работа над дикцией в связи с реальной необходимостью поможет донести до слушателей содержание песни, увеличит художественную выразительность произведения. Помните, что при обучении вокалу в дикции самое главное освободить от напряжения артикуляционный аппарат. Так же очень важно обращать внимание на более четкое, «утрированное» по сравнению с обычной речью, произношение согласных.