История мессы
На курсах вокала, да и в концертах часто можно услышать мессы или их отрывки. Пожалуй, самая известная – месса Моцарта «Реквием». Что же такое месса: часть литургии или все-таки музыкальное произведение?
Месса – многочастное музыкальное произведения, тексты которого - часть католической литургии. Особенно красивые части мессы исполняются на концертах. А мессы более позднего времени сочиняли специально для какого-нибудь праздника и для концертного исполнения.
Многоголосные вокальные произведения на основе частей мессы сочинялись уже с XIV века. Гийом де Машо примерно в 1350 году стал первым композитором, написавшим мессу с полным текстом ординария (неизменных частей мессы). К концу века подобная музыка стала главным жанром. Мессы в то время писали с преобладанием мелодии в одном из голосов (cantus firmus), чаще всего у тенора. Сильнее всего такие принципы проявились в творчестве Жоскена Депре, написавшего порядка подобных 20 месс. Конечно, произведения такого рода редко включают в программу обучения на курсах вокала.
К XVI веку месс стало так много, что возник их новый вид – мессы-пародии, где композиторы смешивали свою музыку с заимствованной, в том числе могли включить мелодии из мадригалов (любовно-лирических песен). Особенно их любили авторы вокальной школы позднего Возрождения, в том числе Палестрина. Вместе с тем распространяются и мессы на основании григорианских напевов. Фрагменты месс Палестрины и других композиторов этого времени будут полезны на второй – третьей ступени обучения на курсах вокала.
В тоже время вокальная музыка в мессах уступает место органу. В XV-XVI веках части с вокалом стали чередоваться с органными. Позже орган получил солирующую роль. Вершиной такого искусства стала органная месса И.С. Баха.
К XVIII веку ведущую роль стал играть оркестр, сопровождающий пение. История месс на этом не остановилась, их сочиняли и в течение XX века. Поэтому при обучении на курсах вокала на продвинутом уровне возможно и полезно включение в репертуар месс современных композиторов.