Обучение
пению в России традиционно было связано
детским хоровым или сольным пением.
Действительно, предмет «пение»
или «музыка» в 19 – 20 веках входили в программу начальных и средних учебных
заведений, а также в число семи обязательных дисциплин в домашнем образовании
дворянских детей. В 90-х годах 20 века
очень неплохо налаженная система начального музыкального и вокального
образования в общеобразовательных школах
России стала разрушаться, и на сегодняшний день в стране много людей, у которых музыки в школе не было в
принципе, или этот урок был недолго и некачественно.
Именно поэтому за последнее десятилетие
увеличилось количество вокальных школ, студий,
центров для взрослых. Что же всё – таки предпочтительнее для
эффективного процесса – обучение пению детей или взрослых?
Обучение пению предполагает определённые знания, умения и навыки управления голосом в зависимости от нотного
текста. Ребёнок в процессе обучения пению обычно больше доверяет педагогу, мало
анализирует задания, просто старается выполнить то, что просит педагог. В
результате обучения пению детей дошкольного и младшего школьного возраста
опытный педагог формирует очень
неплохие вокальные умения и навыки.
А вот знания о процессе обучения пению детские головы
усваивают не так быстро – нет пока
достаточной информации из области анатомии (особенно физиологии), физики и
математики. И, естественно, только
начинает формироваться художественный вкус.
Обучение пению взрослых обычно считается более трудным для певца и
педагога. Между тем у взрослых есть очень мощный стимул для эффективного
обучения – взрослый человек САМ решил, что хочет научиться петь (детей часто
приводят в музыкальную или хоровую школу любящие родственники, надеясь, что ребёнок
«втянется» и увлечётся процессом
обучения пению).
Второй аргумент в пользу эффективности
обучения пению взрослых – более широкий кругозор и представление о процессе обучения пению в
целом
(в отличие
от детей, которые в процессе обучения пению чаще всего двигаются от задания к
заданию).
Опасения многих педагогов вокала
по поводу неспособности голосового аппарата и, в частности, мышц взрослых настроиться на
правильный режим работы голоса оказались изрядно преувеличены. Да, есть некоторые физиологические отличия
голосового аппарат у взрослого и ребёнка, но это не препятствие для обучения
пению в любом возрасте. Именно поэтому
не текущий момент в Центре развития голоса
«Нова воче» успешно занимаются вокалом и ораторским искусством студенты от 2,5
до 78 лет!