ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ Часть вторая
Другой вопрос – что делать, если новичок в
обучении вокалу не попадает в ноты. Конечно, первая мысль – подыграть на
клавишах исполняемую мелодию. Как ни
удивительно, именно это решение заметно
тормозит обучение вокалу людей с
невыявленными музыкальными способностями, поначалу поющими откровенно мимо нот
(т.н. «гудошники»).
А дело заключается в том, что клавишные
инструменты по своему звучанию и способу звукоизвлечения не очень близки по принципу работы голосу
человека. Фортепиано и рояль – это струнные ударно- клавишные инструменты,
никак не связанные с прохождением воздуха между различным частями корпуса. А
все начинающие обучение вокалу первым делом узнают, что голосовой аппарат
работает по принципу духовых инструментов
- на выдохе. Именно поэтому раньше на вокально – хоровых занятиях педагог подыгрывал студентам на флейте или на
скрипке, принцип которых ближе к работе голоса человека: флейта работает
благодаря выдоху музыканта, а струны скрипки вибрируют подобно связкам человека
в процессе обучения вокалу.
На самом деле наиболее эффективная помощь
голосу новичка в обучении вокалу - это голос педагога, к которому студент учится пристраиваться. Но
этот метод требует от педагога правильно работающего голоса, чтобы можно было
петь несколько часов подряд без ущерба для голоса педагога.
Конечно, для исполнения произведений с
сопровождением понадобится фортепиано и
концертмейстер, но в процессе разучивания таких произведений (и уж тем более
произведений а капелла, которые исполняют без сопровождения) вполне можно
обойтись очень недорогим инструментом – камертоном.
В результате такого подхода в обучении
вокалу помимо становления голоса очень
активно «просыпается» музыкальный слух. В конечном счёте, попадание в ноты
гораздо быстрее становится стабильным, чем при выучивании произведений «под
рояль».