Что такое месса-пародия.
При обучении в вокально – музыкальных школах в репертуаре встречаются как серьёзные, так и шуточные произведения. Один из таких жанров - мессы-пародии. Они появились и стали популярны в эпоху Возрождения. Под пародией подразумевается музыкальный текст, в котором композитор цитирует фрагмент другого вокального сочинения. Как правило цитировали чужой текст, но иногда композитор заимствовал многоголосный фрагмент и у себя самого. Эпоха Возрождения – это отход от церковных канонов, и композиторы могли привнести в свои мессы-пародии любой вокальный текст, в том числе фрагмент любовного мадригала. Произведения этой эпохи исполняются в особой вокальной манере и очень желательны хотя бы для ознакомления в процессе обучения в вокально – музыкальной школе.
Первым композитором, начавшим писать мессы-пародии считается французский композитор полифонической школы вокала Жоскен Депре. Как минимум три из 18 четырехголосных месс Депре написаны в жанре пародии.
К середине XVI века техника пародии начинает использоваться всеми композиторами. Чаще всего ее можно встретить в творчестве Дж. П. да Палестрины. Количество его месс, где содержится пародия на заимствованные или его собственные многоголосные вокальные сочинения, превышает 50. Мессы-пародии писали Монтеверди, Вилларт, Гомберт, Лассо и другие композиторы. В обучении сольному вокалу нечасто встречаются произведения этих композиторов, обычно это многоголосные произведения для исполнения вокально – хоровым коллективом.
Католическая церковь не стала долго терпеть такую ситуацию. На Тридентском соборе 1562 года было запрещено использовать заимствования из светской музыки в церковных сочинениях. Но это помогло не везде. Если в Италии количество пародий снизилось, то композиторы немецкой вокальной школы продолжали писать произведения так, как считали нужным. И, безусловно, все эти произведения достойны хотя бы ознакомительного изучения в современных вокально – музыкальных школах.