Реквием – одна из разновидностей мессы. Название он получил от первого слова латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный дай им, Господи»). Реквием – заупокойная, траурная месса, ее посвящали памяти усопших. Самый известный Реквием, часто изучаемый в вокально – музыкальных школах, тот, что написал Моцарт. Но что же представляет Реквием как музыкальный жанр?
В Реквиеме, в отличие от торжественной мессы, нет некоторых частей, а вместо них вставлены другие. Отсутствуют такие части как «Gloria» (Слава) и «Credo» (Верую). Новые части носят трагический характер, и они не менее красивы в вокальном исполнении. Части, принадлежащие мессе-реквиему: «Requiem», «Dies irae» (День гнева), «Tuba mirum» (Чудесная труба), «Lacrimosa» (Слезная), «Offertorio» (Приношение даров), «Lux aeterna» (Вечный свет).
Изначально Реквием, как и другие мессы, вокально был похож на григорианский хорал. Певцы их исполняли в один голос. Конечно, в музыке были и местные традиции, но общая тенденция сохранялась. Многоголосие в мелодиях появляется к XV веку.
Первый многоголосный Реквием не дошел до наших дней, известно лишь, что он был написан в первой половине XV века композитором Г. Дюфаи. Самый ранний дошедший до нас многоголосый Реквием написан Й. Окегемом во второй половине XV века. Это было произведение для хора а капелла. Интересно, что в нем еще осталась часть «Credo», которой уже не было в более позднее время. Окончательно состав частей Реквиема был регламентирован римско-католической церковью в 1570 году.
С возникновением классической оперы в XVII-XVIII веках с точки зрения вокала изменился и Реквием. Он превращается в крупное самостоятельное музыкальное произведение для оркестра, хора и солистов. Вся музыка теперь сочиняется композитором и постепенно теряет свое исключительно религиозное значение. В концертных залах Реквием исполняется гораздо чаще, чем в церквях. Именно поэтому реквиемы различных композиторов часто включены в репертуар хоровых коллективов вокально – музыкальных школ.