Мадригал
В статьях мы уже не раз упоминали такой жанр вокальной музыки как мадригал. Что же это такое? Сегодня в обучении вокалу мадригалы используют не так часто, а свое время они были самыми популярными песнями. Название «мадригал» появилось от латинского слова mater (мать). Таким образом говорилось, что произведение написано на материнском, родном языке. Так они противопоставлялись духовной музыке, тексты к которой писали только на латыни.
Мадригалы появились в XIV веке в Италии, но не в вокальной школе, а в поэтической, например, их очень любил Петрарка. В структуре мадригала не было таких жестких правил, как у сонета, и поэт мог выражать свои мысли более свободно. Постепенно мадригалы стали состоять из трехстрочных строф с завершающим двустрочным заключением, количество строф при этом могло быть любым. Именно поэтому в обучении вокалу мадригалы - достаточно сложные по стилю произведения.
Очень быстро появляются и музыкальные мадригалы. Их так же отличает свободный стиль. Мадригал мог быть и любовным, и юмористическим, тем было множество. С точки зрения вокала это были двухголосные или трехголосные произведения. Верхнему голосу отдавалась ведущая партия, которая часто изобиловала разнообразными украшениями. Музыкальная структура за основу взяла поэтические мадригалы – трехстрочные строфы стали куплетами, а двустрочное заключение – припевом, повторяющимся между ними.
В XV веке мадригалы вытесняет фроттола – еще один вид светского вокала для 3-4 голосов. Однако в 30-х годах XVI века мадригал с триумфом возвращается на вокальную сцену. Структура фроттолы была слишком жесткая, а поэты и композиторы эпохи Высокого Возрождения хотели свободно воплощать свои творческие замыслы. Для этого как нельзя лучше подошла свободная структура мадригала, ставшего идеальным для творческих экспериментов.
Именно поэтому в репертуаре для обучения вокалу фроттолы практически не встречаются, а мадригалы будут полезны студентам на продвинутом уровне обучения вокалу.