РЕПЕТУАР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ
Обучение вокалу для педагога и студента
представляет собой очень важный и практически одинаково непростой процесс. У студента появляется много новой
теоретической информации и практических задач, связанных с постановкой голоса,
педагогу же необходимо как можно быстрее выявить индивидуальные особенности
каждого студента и в соответствии с ними правильно организовывать процесс
обучения вокалу. Только тогда мы можем ожидать
положительных результатов в
обучении вокалу детей и взрослых.
Особое значение в постановке голоса имеет
репертуар – как дидактические произведения, на которых студент учится управлять
голосом, так и произведения для исполнения в концертах.
Любой действующий профессиональный
музыкант - независимо от области музыки
– исполняет достаточно большое
количество произведений. При этом каждый может сказать, что работает с
произведениями более или менее удобными для исполнения. Связано это, в первую
очередь, с умением композитора написать музыку, удобную для исполнения именно
на этом инструменте – то есть, композитор должен быть знаком со спецификой игры
на инструменте, для которого пишет пьесу.
И даже в этом случае нет гарантии, что всем пианистам (например) будет
одинаково удобно играть одно и то же произведение, так же как самому
композитору было удобно его играть. Часто мы слышим, что композитор написал эту
музыку «под свои руки» - то есть, так, как удобнее было лично ему.
Похожая ситуация существует и при выборе
репертуара для обучения вокалу. Есть замечательно красивые песни и романсы,
которые очень неудобны для пения. Это не значит, что их не нужно исполнять,
просто не надо браться за такие произведения на начальном этапе обучения
вокалу. И в этом состоит большая часть работы педагога по вокалу - найти произведения
художественно интересные и посильные для конкретного студента на конкретном
этапе обучения вокалу, чтобы и развить , и заинтересовать, и научить студента любого возраста.