В.А Моцарт, Реквием. Продолжение
По началу Моцарт не отдавал все свои силы сочинению «Реквиема» и параллельно написал другие произведения, в том числе для вокального исполнения, например, «Волшебную флейту» и оперу «Милосердие Тита». В то же время был написан концерт для кларнета. Но потом все его время было подчинено только лишь сочинению мессы. Работа полностью поглотила Моцарта. Такая усиленная работа плохо сказалась на состоянии здоровья композитора. Постепенно ему становилось хуже, отсюда появилась еще одна легенда – что Моцарт был отравлен. В какой-то момент композитор даже заявил, что скоро умрет и пишет мессу для себя самого.
Моцарт не успел завершить «Реквием», окончательно был написан только первый раздел. Его вдова опасалась, что заказчик может потребовать назад аванс, и попросила композитора Йозефа Эйблера закончить мессу. Эйблер не стал работать с вокалом и дописал только несколько инструментальных фрагментов. В итоге «Реквием» заканчивал ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер. После чего он и был передан заказчику.
Долгое время вдова Моцарта не признавалась, что часть мессы была дописана Зюсмайером. Лишь в 1838 году была найдена полная оригинальная партитура, и по ней определили, какие части были написаны непосредственно Моцартом.
Существует предположение, что Моцарт, понимая, что он не успеет дописать «Реквием», консультировал Зюсмайера, чтобы тот смог завершить произведение по его задумкам. Но споры о том, насколько большим был его вклад, не стихают и по сей день.
Как бы то ни было, нам осталась прекрасная музыка, которая входит в репертуар многих концертирующих вокально – музыкальных школ.